Мышкин Н.В., Скарбовенко В.А  © 2000

Исследование памятников савроматского времени.

Раскопки памятников савроматского времени были начаты в конце XIX в. Ф. Д. Нефедовым и П. С. Назаровым — в Южном Приуралье, А. А. Спицыным — в Нижнем Поволжье (Смирнов К. Ф., Петренко В. А., 1963, с. 6). Этническая принадлежность племен, оставивших степные курганы раннего железного века либо вообще не определялась, либо эти племена рассматривались как “чудские” или скифские. В 1918 г. был издан первый обобщающий труд по культуре кочевников Приуралья в раннем железном веке. Его автором являлся М. И. Ростовцев — великолепный знаток древности и ее блестящий исследователь. Книга называлась “Курганные находки Оренбургс кой области эпохи раннего и позднего эллинизма”. Анализируя имеющиеся к тому времени приуральские материалы, автор датировал наиболее ранние курганы временем не позже V—IV вв. до н. э. и связал их с иранскими племенами сарматов (Ростовцев М. И., 1918, с. 76, 81). В 20-е годы П. С. Рыковым, Б. Н. Граковым в урало-поволжских степях были раскопаны большие серии близких по своему облику погребений VI—IV вв. до н. э. Значительное влияние на дальнейшее развитие знаний о кочевниках Волго-Уралья оказали исследования П. Д. Рау. Среди поволжских памятников он выделил группу курганов VII—IV вв. до н. э. и в соответствии с сообщениями письменных источников интерпретировал их как савроматские. Кроме того, он отметил, значительное сходство поволжских и приуральских погребальных памятников, но вопрос об этнической атрибуции последних оставил открытым (Rau P., 1928, s. 60). Сходство памятников Поволжья и Южного Приуралья позволило впоследствии объединить их в одну савроматскую культуру (Граков Б. Н., 1947, с. 100—125).

В 50-е годы проводились масштабные новостроечные экспедиции в Поволжье, где работали И. В. Синицын, К. Ф. Смирнов, В. П. Шилов. В конце пятидесятых годов под руководством К. Ф. Смирнова начались целенаправленные исследования степей Южного Приуралья. Результатом стало окончательное оформление тех представлений о савроматской культуре, которые складывались в 20—40-е годы. Савроматская культура была распространена на значительных степных пространствах от левобережья Дона до верховьев рек Урал и Орь. Эта культура не была однородной. Различия в облике вещей и особенности погребальной обрядности позволяют выделять два локальных варианта — Волго-Донской и Самаро-Уральский. Их существование было обусловлено разным этническим составом племен Поволжья и Южного Приуралья, а также их разнонаправленной культурной, экономической и социально-политической ориентацией. Если связи кочевников Поволжья и Подонья были ориентированы на Северное Причерноморье и Северный Кавказ, то скотоводы Самаро-Уральского региона были связаны преимущественно с населением Средней Азии (Смирнов К. Ф., 1964, с. 289).С конца 60-х годов во многих областных центрах региона начали работу специализированные научно-исследовательские лаборатории, проводившие работы в зонах новостроек.

Накопленный в течение многих десятилетий материал, развитие методи ки археологических исследований предопределило появление гипотез, не укладывающихся в рамки традиционных устоявшихся представлений.

Так, различия в культуре поволжских и южноуральских племен, достаточно наглядно проявляющиеся в многочисленных материалах, полученных в последнее время, позволили сформулировать гипотезу о том, что на территории Волго-Уральского региона следует выделять две археологические культуры, а не одну, пусть и представленную двумя локальными вариантами (Очир?Горяева М. А., 1988, с. 18—20). В настоящее время эта гипотеза начинает получать признание (Мошкова М. Г., 1994, с. 19).

 

Исследование памятников савроматского времени в Самарском Поволжье.

Степи Самарского Заволжья являлись северо-западной периферией огромной территории, на которой по традиционным представлениям была распространена савроматская культура (Смирнов К. Ф, 1964, с. 6). Археологическое изучение памятников этой культуры на территории современной Самарской области началось в 20-е годы нашего столетия. В 1925 г. В. В. Гольмстен исследовала курган у хут. Истомина (Гольмстен В. В., 1925). Материалы савроматского времени были получены в результате раскопок, осуществлявшихся Куйбышевской новостроечной экспедицией Института археологии АН СССР в 50-е годы (Алихова А. Е., 1955, с. 91—99). Масштабы полевых работ в Самарской области значительно возросли после организации археологических лабораторий в университете и педагогическом институте г. Самары. Однако южные степные районы Самарской области оказались наименее изученными, и количество известных сейчас памятников первой половины I тысячелетия до н. э. невелико (табл. 1; рис. 2). Среди них можно назвать савроматские погребения, открытые в могильниках у с. Андреевка Богатовского района (к. 2, п. 2), Новопавловка Красноармейского района (к. 9), Неприк (к. 4, п. 3) и Гвардейцы (к. 25, п. 1, 3) Борского района, Утевка Нефтегорского района (IV могильник, к. 1, п. 8). В одном из курганов около с. Спасское Приволжского района обнаружен комплекс, являвшийся, возможно, жертвенным местом. Перечисленные памятники исследованы экспедициями под руководством Г. И. Матвеевой, И. Б. Васильева, В. А. Скарбовенко, С. А. Агапова, В. Н. Мышкина. Параллельно с раскопками осуществлялся сбор вещей, происходивших, по всей видимости, из разрушенных погребальных памятников. Многие материалы уже опубликованы в ряде работ (Смирнов К. Ф., 1961, 1964; Алихова А. Е., 1955; Смирнов К. Ф., Петренко В. Г., 1963; Исмагилов Р. Б., Скарбовенко В. А., 1977; Мышкин В. Н., 1987; Мышкин В. Н., Скарбовенко В. А., 1996).